В целом Hearts of Iron 4 получила немалые изменения на фоне своей предшественницы, однако если все эти многочисленные новшества систематизировать и говорить вкратце, то ключевая тенденция - упрощение всего и вся. Авторы постарались сделать так, чтобы четвертая часть была более дружелюбной к игрокам, чем третья, которая хоть и была великолепной игрой, однако порог вхождения в нее был очень высоким, из-за чего аудитория была не слишком широкой, что прямо сказывалось и на продажах.
Простой пример: в третьей части нужно было учитывать массу разных ресурсов, в то время как в Hearts of Iron 4 уже нет электроэнергии, угля и многих других элементарных, но крайне важных вещей, без которых в реальности было бы никуда. Тем не менее, от этого и играться стало проще, чего и добивались разработчики. В то же время ведение войн глубже и интереснее уже в четвертой части.